1

Александр I. Расцвет камнерезного дела

   

  Во времена царствования Александра I c 1800 по 1811 год Академию художеств, в ведении которой находились Петергофская и Екатеринбургская фабрики, возглавлял граф А. С. Строганов. Это время называют периодом«золотого расцвета» для обеих фабрик. 


В 1801 году Якова Роде, руководившего Петергофской фабрикой с 1779 года, заменил Александр Боттом. Вместе с ним на фабрике началась новая эпоха: в 1804 году был утвержден новый штат фабрики численностью 86 человек, впервые введены разряды подмастерьев и мастеровых, утверждена отчетность. Работа активизировалась, ассортимент расширялся: выпускались табакерки, обелиски, блюда, подсвечники, коллекции камней, пьедесталы, столешницы, вазы, чаши…

 Для работы не хватало эскизов, и А. И. Боттом обратился к графу Строганову с просьбой прислать рисунки из Академии художеств. В 1800 году впервые упоминается имя архитектора графа Шуазель-Гуфье в качестве автора рисунка, семь эскизов которого использовались для изготовления камнерезных работ фабрики. Исполнялись вазы и по проектам Дж. Кваренги (1744–1817), но особую роль в развитии камнерезного дела все же сыграл архитектор А. Н. Воронихин (1759–1814). Зодчий проектировал декоры изделий из цветного камня, применив новацию, состоявшую в соединении в одной композиции цветного камня и объемной металлической пластики. В качестве примера можно привести настольное украшение из собрания Эрмитажа: обелиск из цветного камня в сочетании с четырьмя бронзовыми фигурами египтян с каменной чашей. По его же эскизу камнерезами Петергофской гранильной мануфактуры создана дарохранительница для главного престола Казанского собора. Она представляет собой вид храма, увенчана куполом и крестом. Купол поддерживают 16 колонн, в четыре стороны обращены портики, перед которыми по краям размещаются фигуры четырех евангелистов и четырех святителей.


Чаша, изготовленная по рисунку архитектора А.Н. Воронихина, начало XIX века. Санкт - Петербург. Государственный Эрмитаж



Возврат к списку