1

Эпоха правления Николая I. Упадок и новое возрождение камнерезного искусства

Мебель из русского малахита на Всемирной выставке 1851 г. Акварель Генри Кларка Педжина. Лондон. Музей Виктории и Альберта.

   С первого десятилетия ХIX века русский камень стал высоко цениться за рубежом, и отечественные изделия часто заказывают иностранцы, они служат роскошными дипломатическими подарками. Несмотря на эти успехи, после смерти графа Строганова в 1811 году гранильная фабрика входит в полосу полнейшего бездействия. Период с 1816 по 1829 год стал временем тяжелейшего кризиса. Управляющий Кабинетом Ее Императорского Величества граф Д. А. Гурьев провел реорганизацию фабрики, которая стала теперь именоваться «Императорской гранильной». В результате перемен часть мастеровых была передана на бумажную фабрику, часть на Императорский стеклянный завод.

Тридцатилетнее царствование Николая I — это время подавления свободолюбивых настроений в нашей стране. Вместе с тем это время — золотой век русской литературы, расцвета молодой российской науки, театра, искусства. В 1829 году бумажная и гранильная фабрики перешли в подчинение Департамента Уделов под начало графа Л. А. Перовского. Пост директора гранильной фабрики занял деятельный и рачительный хозяин Д. Н. Казин, руководивший фабрикой до 1848 года. Его приход вдохнул новую жизнь в работу фабрики: было установлено новое оборудование — механизмы для распиловки блоков, толчения наждака, резных работ. А в 1830 году при фабрике была открыта школа для детей мастеровых в которой кроме грамоты их учили лепке и рисованию и, таким образом, подготавливали к практической работе на фабрике. Еще одним новшеством стало разделение продукции на разряды: «изящные или художественные» для Императорского дома и «обыкновенные или мелочные» для остальных потребителей. Директор мог принимать заказы от частных лиц. «Мелочные» вещи продавались на территории фабрики, а также в магазинах Петербурга, а с 1832 года изделия стали отправлять на ярмарку в Нижний Новгород.

Помимо этого, с 1830 по 1847 год при фабрике действовала бронзовая мастерская. Руководил ею чеканных дел мастер Ф. И. Ковшенков (1785–1850), состоявший в Комиссии постройки Исаакиевского собора. Это нововведение позволило фабрике создать множество прекрасных композиций из камня и металла. В дальнейшем было введено разделение труда, и работы по металлу для композиций исполняла фирма «Английский магазин. Никольс и Плинке».

Принимали участие петергофские мастера и в восстановительных работах Зимнего дворца после разрушительного пожара 1837 года: по проекту архитектора А. Л. Брюллова (1798–1877) выполнен знаменитый Малахитовый зал. Нужно отметить, что кроме малахитовых и лазуритовых изделий в 1830–1840 годах крупных вещей из других твердых пород камня выпускалось немного. Новым видом продукции для фабрики стало производство сувенирных изделий. Так, на-пример, миниатюрные триумфальные Александровские колонны из гранита и бронзы производились в течение нескольких лет достаточно крупными тиражами. Возродились и наборные работы: художнику И. А. Сартори часто заказывали рисунки для флорентийских мозаик. Но изготовление работ в этой технике было сопряжено с дефицитом камней разных цветов. В связи с участившимся спросом на флорентийскую мозаику для глубокого изучения техники ее исполнения в 1847 году во Флоренцию сроком на два года отправили мастера И. В. Соколова. Он изучал наклейную (малахитовую и лазуритовую) и врезную мозаики, устройство станков, инструмента, технологию резки и огранки. Именно И. В. Соколов заложил профессиональные основы мозаичного производства. Приемы техники мозаики и подбора камней,привезенные им из Италии, подняли выполнение изделий в технике флорентийской мозаики на очень высокий уровень. Так, например, мозаичная столешница работы И. В. Соколова с бронзой от «Никольс и Плинке» в виде фигуры мальчика с пальмовой веткой экспонировалась в Хрустальном дворце на Первой всемирной выставке в Лондоне в 1851 году. За эту работу фабрика была награждена медалью 2-й степени. Сейчас столик находится в Малахитовом зале Эрмитажа.

В 1847 году был установлен новый штат гранильной фабрики он увеличился до 99 человек. Кроме того, было введено и новое Положение о фабрике. Ей предоставлялось право на отыскание и добычу минералов, вначале в Пермской и Оренбургской губерниях, а с 1850 года и в районах Сибири и Забайкалья. Ежегодное содержание из казны определялось в 30 000 рублей. Департамент Уделов определил следующие задачи фабрики: огранка алмазов и драгоценных камней; малахитовые и лазуритовые работы; выделка небольших вещей из твердых пород; мозаики по типу флорентийских, как гладкие, так и рельефные.

Директором фабрики с 1848 по 1858 год был Н. Е. Бухгольц. При нем на фабрике было организовано мраморное и паркетное отделение для исполнения мозаичных полов в «античном стиле» для Исаакиевского собора,  Петергофа и Нового Эрмитажа. В Старом Эрмитаже были созданы два роскошных камина. Римские мозаики к ним исполнены по рисункам художника Императорского фарфорового завода Пьера Буде. В «мраморном заведении» производились работы и из шокшинского кварцита, добываемого близ Петрозаводска (Карелия).


Возврат к списку