1

Фабрика в эпоху последнего императора России

Внутреннее убранство Храма Воскресения Христова (Спаса на Крови)

 В 1909 году фабрику из ведения Главного Управления уделов, созданного в 1797 году для управления удельными (т.е. принадлежащими Императорской фамилии) имениями и крестьянами передали под начало Кабинета Е. И. В. 

 В 1911 году управляющим Петергофской гранильной фабрики стал В. В. Мостовенко, возглавлявший до этого назначения Екатеринбургскую гранильную фабрику. Завершающий этап деятельности Императорской Петергофской гранильной фабрики связан с большими работами по модернизации производства:совершенствованиюоборудования, увеличению мощности силовых установок, переводу станков на электричество К сожалению, из-за сложного экономического и политического положения России накануне Первой мировой войны не удалось осуществить столь необходимое техническое перевооружение фабрики. Более того, с началом войны практически полностью прекратился выпуск художественной продукции, а постоянный состав мастеров был эвакуирован в Екатеринбург на гранильную фабрику для продолжения исполнения заказов. И все-таки небольшой ассортимент товаров Петергофская фабрика продолжала выпускать. В основном это были набалдашники для тростей и зонтов, лоточки, ножи для разрезания бумаги и т. п., а к Пасхе изготавливались в огромных количествах яйца из цветных камней. Об этой изнуряющей, однообразной работе вспоминал В. В. Мостовенко: «Самая скучная работа была изготовление пасхальных яиц. Это порча лучших цветных яшм, ибо требовали яйца светлых, веселых тонов, без малейших трещин и пороков. Резали массу материала, браковали усиленно и отправляли к каждой Пасхе 300–400 штук. Из обрезков выходили брелоки, к которым добавляли брелоки из драгоценных и цветных камней. Сама работа была настолько однообразна, что мастера просто тупели, и я менял им работу через месяц». Однако среди работ этого времени нередко встречаются и подлинно художественные произведения. Примером служат тарелка из эрмитажной коллекции, выполненная из зеленого нефрита с ажурной плетенкой по краю,нефритовая чаша в форме раковины и небольшая ваза из родонита. К крупным заказам ХХ столетия относится начатая еще при А. Л. Гуне каменная отделка сени (каменного балдахина) и киотов в Храме Воскресения Христова (Спаса на Крови). Храм возведен по проекту архитектора Парланда (1842–1920) на Екатерининском канале, на месте убийства императора Александра II. Из работ культового характера следует также назвать изготовление мозаичного Распятия по рисунку В. П. Верещагина, частей дарохранительницы на престол Великокняжеской усыпальницы при Петропавловском соборе по рисунку Л. Н. Бенуа (1856–1928), мозаику для престола Морского собора в Кронштадте. 

 Несмотря на то что Петергофская фабрика была построена вдали от крупных месторождений цветного поделочного камня, именно ей суждено было стать проводником многих технических и художественных новинок. Трудности транспортировки монолитов с Урала и Сибири в Петербург приводили к тому, что на фабрике изготавливали главным образом мелкие предметы. Но именно это обстоятельство способствовало развитию новой для страны отрасли художественного ремесла наборных мозаик, ставших для России предметом особой гордости.



                                    Ваза. Петергофская гранильная фабрика, конец XIX-начало XX века. 

Белорецкий кварц, нефрит, лабрадорит, лазурит, халцедон, тигровый глаз, бирюза. 

Москва. Минералогический музей им. А.Е. Ферсмана



Возврат к списку