1

Национально-патриотическая тематика в эпоху Александра III

Крюшонница. Фабрика П.А. Овчинникова. Москва, 1899-1908 гг. Серебро, чеканка, литье, позолота, эмаль по скани, расписная эмаль. Санкт - Петербург. Государственный Эрмитаж.

   С 30-х годов XIX века вначале в архитектуре, а затем и в декоративно-прикладном искусстве проявляется «русско-византийский стиль», который повлиял и на ассортимент предметов, выпускаемых Петергофской гранильной фабрикой. В течение десятилетий фабрика выпускала в больших количествах братины, чарки, стопы с крышками, стаканы, ковши, лохани, «разсольники», коробочки и т. д., выточенные преимущественно из нефрита. Император Александр III имел особое пристрастие к русскому стилю. Поэтому подавляющее большинство продукции Императорской фабрики выполнялось в «старинном русском стиле», т. е. в заимствованном из искусства Московской Руси ХV–ХVI веков. Порой при создании рисунков Гун использовал фотографии предметов, хранящихся в Оружейной палате, основным же источником творческого вдохновения служили два издания, во многом определившие художественную жизнь России этого периода: «Древности Российского государства», включающее в себя около 700 рисунков и акварелей академика Ф. С. Солнцева, и «Описание памятников древности, церковного и гражданского быта русского музея» П. Ф. Коробанова. Древнерусские мотивы в большинстве своем использованы в декорировании предметов оправами из серебра или золота, богато дополненными драгоценными камнями, эмалями, гравировкой. К их исполнению привлекались известные ювелиры Н. М. Иванов, Ф. И. Кехли, В. А. Кузнецов, К. Э. Болин, Н. М. Рахманов, К. Фаберже, М. Г. Грачев, П. А. и М. П. Овчинниковы, И. П. Хлебников, С. И. и В. И. Сазиковы.

  Многие предметы-реплики, сделанные в этот период, обладали высокой художественной выразительностью. Академик А. Е. Ферсман отмечал, что «сохраняя некоторую сухость рисунка и приспособляя камень часто к совершенно чуждому ему рисунку или композиции деревянных или металлических изделий, Гун иногда грешил против материала, но достижения его, тем не менее, прекрасны и пользовались заслуженным успехом».

  В проектировании произведений из цветного камня принимали участие Г. И. Боссе, П. И. Красновский, Д. И. Гримм, А. И. Резанов, В. А. Горностаев, П. И. Кудрявцев, Н. В. Набоков, М. П. Клодт, В. П. Верещагин. Для изделий Петергофской гранильной фабрики делал эскизы также и Е. Е. Лансере (1875–1946), художественный руководитель фарфорового и стеклянного заводов.

 С середины ХIХ века Петергофская фабрика стала завоевывать мировую славу. Ее работы экспонировались на международных и отечественных выставках, где неизменно получали почетные награды, медали, адреса и дипломы. К сожалению, из всего множества произведений камнерезного искусства до наших дней дошли немногие. Значительная часть была распродана, многое ушло за границу в качестве дипломатических подарков, еще большая часть преподнесена членам многочисленной императорской семьи на Пасху, Рождество, к именинам и пр. Не пощадили их и мировые войны, поэтому сегодня мы можем судить об этих изделиях лишь по архивным фотографиям. Но, к счастью, утеряно было не все...

 Уникальными работами, выполненными в технике флорентийской мозаики, являются панно-вставки для трех шкафчиков, два из которых находятся в Малахитовом зале Эрмитажа. Обращение к природе в петергофских мозаиках обычно ограничивалось изображением растительных мотивов, отдельных цветов, букетов, гирлянд. Однако эти работы стоят особняком: в двух шкафчиках мозаики воспроизводят экзотические мотивы тропического леса, в третьем тонкого рисунка арабески. Поразителен искусный подбор переходов камня по тональности, благодаря чему мозаика воспринимается как великолепная живопись, созданная красками, а не палитрой цветного камня. Все три шкафчика экспонировались на Всемирной Колумбовой выставке 1893 года в Чикаго. Работы петергофских мозаичистов поразили посетителей выставки тщательностью отделки и мастерством исполнения. Генеральный комиссар русского отдела выставки, директор Страсбургского художественного музея профессор А. Шриккер писал в отчете: «Эти три кабинетские мебели, представленные Императорской гранильной фабрикой в Петергофе, принадлежат к наиболее блестящим украшениям всей выставки во дворце Мануфактур. Я буду говорить здесь только о мозаике, упоминая о выдающейся по высшему превосходству столярной работе в другом месте. Одно из этих изделий, которому грунтом послужил бирюзовый камень и которое по типу работы напоминает жанры Кауве или Салембера, потребовали всего 2267 дней работы. Другой предмет также с подгрунтом из лазоревого камня и экзотическим ландшафтом, с изображением птиц, требовал 9329 дней работы, и, наконец, третий предмет с белым фоном и экзотическим ландшафтом —14 558 дней. Прежде всего, следует отметить изобретательность узора и силу артистического замысла в общих очертаниях. Императорская фабрика одна только в состоянии воспитывать и привлекать таких мастеров, которые способны производить такие изделия искусства, которые стоят в одном ряду с превосходными работами, удивляющие нас в Музее Питти и Ватикане.Чем ближе мы рассматриваем эту инкрустацию с помощью лупы, тем более возрастает наше изумление относительно того несказанного прилежания, с которым на каком-нибудь квадратном сантиметре произведены изящные переходы цветов, посредством обработанного шлифовкой по прямым и кривым очертаниям натурального цветного камня».

Шкафы исполнены по заказу императора Александра III и императрицы Марии Федоровны. Документально подтверждено, что при каждом посещении фабрикиимператорскаячета обращала на них «особое внимание».

Эти уникальные работы, предназначенные для убранства дворцовых интерьеров, относятся к шедеврам мозаичных произведений, составляющих славу Императорской Петергофской гранильной фабрики.

  Рубеж XIX–XX столетий это время переосмысления традиций и ценностей как русской, так и мировой культуры XIX века, время художественных открытий и новых направлений. В обществе царили романтические настроения Серебряного века, произошел взлет нового по тем временам стиля модерн. Редким образцом этого стиля в русском камнерезном искусстве служит большая ваза, хранящаяся в Павловском дворце-музее. Ее цилиндрический корпус состоит из тщательно вырезанных в невысоком рельефе виноградных листьев. В 1896 году ваза была представлена Высочайшему двору, а в 1900 году как собственность Николая II отправлена в Париж на Всемирную выставку.



Петергофская гранильная фабрика. Панно - вставка для трех шкафчиков. Санкт - Петербург. Государственный Эрмитаж.


Возврат к списку