1

Расцвет фабрики при Александре II

Ваза с дельфинами. Петергофская гранильная фабрика. 1889 г. Агат. Москва. Минералогический музей им. А.Е. Ферсмана

Середина ХIX века время наибольших достижений и яркого расцвета Петергофской гранильной фабрики. Созданные при строительстве Нового Эрмитажа изделия из отечественного камня: яшмы, порфира, орлеца, лазурита, авантюрина, малахита украсили его парадные залы.

Особо ценные и дорогие изделия рабочие фабрики выполняли по утвержденным рисункам для Высочайшего двора. Фабрике разрешалось также брать частные заказы, но это разрешение не распространялось на гипсовые и мраморные работы. Причина заключалась в том, что российские скульпторы создавали мраморные статуи, по совершенству исполнения не просто не уступавшие итальянским, но и превосходившие их, и потому заказы на этот вид работ оставались исключительным приоритетом Императорского дома.

«Изящная» продукция фабрики с начала 1860-х годов связана с именем архитектора И. А. Монигетти (1819–1878), по проекту которого была отделана Лионская гостиная Екатерининского дворца в Царском Селе. Для оформления этого зала были выполнены многочисленные вещи из лазурита: столы, часы в стиле Людовика ХVI, ширма, экран, бра, люстра и др. Художественный эффект ансамбля Лионской гостиной основан на сопоставлении насыщенного по цвету лазурита, разнообразных вставок флорентийской мозаики и мажорной золоченой бронзы. Обильный тонкий прочеканенный декор, порой подчеркнуто дробный и измельченный, типичен для этого времени. И. А. Монтигетти использовал в нем самые разнообразные элементы орнаментики: растительные мотивы, свисающие цветочные гирлянды, розетки, банты, массивные ножки-лапы.

Лионская гостиная в Екатерининском дворце Царского Села

В период с 1860 до середины 1880 годов фабрика специализировалась на изготовлении врезных, наборных и рельефных мозаик. Это время расцвета многотрудного мозаичного ремесла. Приемы оформления каменных изделий приобретают новые черты: характерным становится соединение традиционных наборов в технике флорентийской мозаики прежних времен с доминированием лазурита, популярного в те годы самоцвета. Пример такого рода изделия четырехстворчатая ширма, преподнесенная Высочайшему двору в 1881 году. Она признана современниками «в высшей степени художественной работы».

       В 1860-е годы  входит в моду лазурит, который становится излюбленным материалом камнерезов. Добываемый с неимоверными трудностями в Прибайкалье и за большие деньги приобретаемый у бухарских купцов «лазурный камень» становится символом богатства и роскоши Императорского дома. Поражает разнообразие петергофских предметов того времени, выполненных из ляпис-лазури. Для украшения интерьеров городских и загородных дворцов, а также домовых церквей изготавливали вазы, чаши, пьедесталы, большие шкафы, столешницы, ящики, ларцы, шкафчики, бювары, портфолио, торшеры… Большой популярностью пользовались механические календари, корпуса для часов, барометры, подсвечники, цветочные горшки, экраны, письменные приборы с принадлежностями, кресты, пуговицы, пресс-папье, шары, яйца и многое другое. Зачастую предметы, выпускаемые фабрикой, продавали за границу. Так, в 1867 году французской императрицей Евгенией был приобретен шкаф с восемью мозаиками, обрамленными рельефной бронзой и лазуритом. А для наследной прусской принцессы закуплены две малахитовые вазы с бронзой.   В 1875 году был торжественно отмечен 100-летний юбилей со дня закладки каменного здания фабрики. К этому событию было перестроено трехэтажное здание флигеля, пустовавшее после закрытия в 1860 году мраморного отделения. Сюда были переведены мозаичные и гранильные мастерские, здесь же находились приемный зал и музей.

В день юбилея, 28 июля, императорской чете были преподнесены два подарка: для императрицы Марии Александровны изготовили роскошный альбом с фотографиями, украшенный лазуритом, мозаиками из твердых камней и серебром. Для императора Александра II — чернильный прибор из калканской яшмы в серебре. Он представляет собой фигуру сидящей в кресле Екатерины II, которая держит в руках план Петергофской фабрики. Высокий, сложного силуэта постамент украшен барельефами, в центре помещено мозаичное изображение нового здания фабрики. Модели фигур были сделаны скульптором М. А. Чижовым (1839–1919) по эскизам А. Л. Гуна. Именно с создания этих произведений начался творческий путь А. Л. Гуна, вначале в качестве архитектора фабрики, а затем и ее директора. Этот пост он занимал с 1886 по 1911 год. До начала XIX века продукцию фабрики отличало характерное для эпохи историзма стилевое разнообразие. Изделия изготовляли в греческом, романском, японском и китайском стилях. Популярен в те годы и стиль французского рококо, характерный для эпохи Людовика XV, а также французский классицизм последней четверти XVIII века, который носит специальное название «стиль Людовика ХVI».



Возврат к списку