1

XIX век. Новаторские способы выражения идей.

  Начало XIX века знаменуется мощным техническим прогрессом, изменением социального состава общества, новыми эстетическими идеалами. К середине ХIХ века значительно возросло количество ювелирных мастерских и фирм, что послужило толчком к дальнейшему бурному росту ювелирной промышленности. Развитие моды происходит очень интенсивно и затрагивает в основном женскую одежду. В это время в России завершился период русского классицизма, в котором нашли отражение идеалы красоты и образы античной классики. Вычурные, часто неправильной формы утварь и украшения ХVIII века сменились строгими и четкими формами, приближающимися к правильным геометрическим фигурам прямоугольнику, кругу, овалу, шару или цилиндру. Чрезмерно насыщенная и причудливая орнаментация уступает место обычному блеску ровной, гладкой полированной поверхности с отдельными украшениями, выполненными механической штамповкой и в редких случаях чеканкой.

  Ювелирные мастера Петербурга с успехом применяли такие технологии, как эмаль, чернь, зернь, скань (филигрань), чеканка, резьба и позолота. Широко использовались бриллианты, сапфиры, рубины и изумруды. Высоко ценились желтые и розовые топазы, шпинели, аквамарины, кораллы, вошли в моду карнеолы и сердолики. Оригинальное использование в качестве исходного материала нефрита, родонита, лазурита, змеевика, малахита, яшмы, агата при создании ваз, шкатулок, столешниц принесло всемирную славу русским мастерам, многие достижения которых остаются непревзойденными и по сей день. Успехи камнерезного дела способствовали быстрому развитию такого направления, как скульптура малых форм, когда стали создаваться фигурки людей, животных, птиц и цветов, а также объемные жанровые сценки.

"Мозаичное яйцо". Фирма Карла Фаберже. Дизайн Альмы Пиль-Клее. 1914 . Собственность королевы Великобритании Елизаветы II  

Таким образом, вся история развития ювелирного дела в России привела к тому, что во второй половине ХIХ века создались благоприятные уникальные условия для резкого взлета этого вида деятельности. Кроме наличия в России высококлассных ювелиров, способных выполнить любой вид ювелирных технологий, техник и приемов, этому способствовала атмосфера демократизации общества и создание комфортных условий деятельности для предпринимателей в период реформ царя Александра II, а также мощнейшая русификация общества и отечественного искусства при Александре III. Немаловажную роль сыграло наличие в России достаточно обширной прослойки населения, способной покупать ювелирные изделия по высоким ценам и в большом количестве.

    В XIX веке российское ювелирное искусство получает мировое признание. На 1 Всемирной выставке промышленно-художественных товаров в Лондоне в 1851 году Россия поразила Европу. Эксперты с удивлением и восхищением отметили самобытность, высокое качество и «благородное изящество вкуса» русских изделий. Внимание публики, «которая толпами сбегалась смотреть на малахиты, яшмы, мозаики, серебро и бриллианты», дало основание русским ювелирам заявить о себе: «Мы не рабские подражатели французского стиля, наступила наконец для наших искусств новая эпоха русского стиля».

   Выставки 1851–1900 годов, проходившие в Лондоне, Париже, Филадельфии, Чикаго, Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде, реально показали, что в России есть мастера-ювелиры высокого класса. В представленных изделиях поражал выбор прекрасных моделей, их изящная простота, чистота вкуса, блестящее исполнение. Особо отмечали тонкость русской закрепки драгоценных камней, которая, по мнению сотрудника фирмы К. Фаберже А. Хольстрема, ценилась выше парижской. Развитие золотого и серебряного дела шло такими быстрыми темпами, что в книге «Всемирные выставки и русские экспоненты» (1886) было отмечено: «Есть отрасли производства, усовершенствованные на русской почве и носящие отпечаток страны их создавшей, имитировать которые иностранцам положительно не возможно. К их числу относятся русские изящные серебряные изделия». Об украшениях на выставке 1882 года газеты писали, что русские уже могут не пользоваться рисунками и моделями иностранных художников, но «последние могли бы их позаимствовать».


Возврат к списку