1

Ювелирное искусство Петербурга XVIII век. Елизаветинская эпоха

  Начало ювелирного дела в Санкт- Петербурге относится практически ко времени основания города. В самом начале XVIII века Петр I выписал в новую столицу из Москвы и Европы ремесленников и художников, в числе которых были золотых и серебряных дел мастера. Ювелиры того времени владели практически всеми техническими приемами обработки драгоценных металлов. Могли отливать рельефные изображения и скульптуру, вытягивать тончайшую проволоку скань, из которой делали изысканные ажурные изделия или накладывали сложнейшие узоры, создавали тончайшие гравюры, оттеняя рисунок чернью, украшали изделия драгоценными камнями и эмалями. В 1721 году император утвердил цех серебряных дел мастеров, которые затем распространил и по всей России. Екатерина II определила более подробно внутреннее устройство русских цехов в «Ремесленном положении» 1785 года, а Павел I окончательно закрепил их в «Уставе цехов» 1799 года. 

 До начала XVIII века не было разделения на серебряных и золотых дел мастеров, существовало общее понятие «серебряного дела». В XVIII веке их стали разделять, затем появились новые группы — собственно ювелиры, граверы и галантерейных дел мастера. Нужно отметить, что далеко не все ювелиры считали нужным принадлежать к цеху, а предпочитали оставаться самостоятельными.

 Ювелирное дело, по сути, возникло из потребности человека в роскоши и, без сомнения, идет вслед за модой своего времени.


Табакерка с портретом императрицы Елизаветы Петровны. Золото, серебро, бриллианты, стекло, миниатюра, эмаль; чеканка, полировка, роспись. 1759 г. Неизвестный мастер. Санкт - Петербург. Государственный эрмитаж.


Елизаветинская эпоха

Время правления Елизаветы Петровны отлично характеризует стиль рококо, который несет в себе атмосферу пышного праздника. Мода этой эпохи отличалась стремлением к рафинированности, утонченности. Рококо принято считать женственной модой, что повлияло на форму и строение украшений, обилие которых было призвано в том числе подчеркнуть красоту тела. Особняком стоят табакерки, быстро ставшие обязательной деталью роскошного туалета, часто самой драгоценной вещью в пышном наряде. При дворе табакерка с портретом императрицы играла особую роль ею награждали лиц, пользующихся благосклонностью императрицы. Вот что пишет искусствовед Н. М. Тарабуркин о том времени: «Табакерками люди хвастались. Уже одна манера обращения с ними говорит об этом. Прежде чем понюхать табак, табакерку медленно вынимали из кармана, долго держали на ладони, словно невзначай забыв о ней во время разговора, затем неторопливо раскрывали, показывая на внутренней стороне крышки тонко выполненную миниатюру и, взяв щепотку нюхательного табака, оставляли ее открытой в руке и, затянувшись раза два, как бы нехотя убирали в карман».

Елизавета Петровна была большой модницей и обожала театр, балы и подарки. Она запрещала являться во дворец с хрустальными украшениями вместо бриллиантов, поэтому каждое воскресенье, когда проходил бал, во дворце просто слепило глаза от обилия бриллиантов. А значит, у ювелиров всегда находилась работа.

«Наряды дам очень богаты, равно как и золотые вещи их, брильянтов придворные дамы надевают изумительное множество. На дамах сравнительно низшего звания бывает брильянтов на 10–12 тысяч рублей. Они даже в частной жизни никогда не выезжают не увешанные драгоценными уборами, и я не думаю, чтобы из всех европейских государынь была хоть одна, имевшая более драгоценных уборов, чем русская императрица», писал в своих воспоминаниях придворный ювелир Позье.

Петербург с его роскошными дворцами и блестящей придворной жизнью был законодателем мод, на него ориентировались мастера и художники России. И именно в Петербурге, под Высочайшим Императорским покровительством творили исключительные золотых дел мастера и необычайно оригинальные таланты.


Эгрет. Бриллианты, сапфиры, золото, серебро. 1760-е гг. Мастер Л. Пфистерер. Алмазный фонд.


Возврат к списку