1

Ювелирное искусство Петербурга XX века


В начале ХХ века петербургские ювелиры создали множество уникальных украшений. Им принадлежит заслуга в развитии стиля «русский ампир», в основе которого лежит переосмысление искусства Древней Греции и Византии.
Украшения выполнены в строгом, рациональном стиле. Комплекты обычно состояли из ожерелья, пары браслетов, висячих серег, пряжки для пояса и украшений для волос: гребня, тиары, диадемы. Украшения могли быть только бриллиантовыми, а крупные цветные драгоценные камни зачастую обрамлялись мелкими бриллиантами. Вот воспоминание, дающее представление о той эпохе. Инфанта Эулалия, тетка испанского короля, пишет в своих мемуарах: «Более всего поразило меня празднество в мою честь у князей Юсуповых. Княгиня (Зинаида Николаевна) была необычайно красива, тою красотой, какая есть символ эпохи. Жила среди картин, скульптур в пышной обстановке византийского стиля. В окнах дворца мрачный город и колокольни. Кричащая роскошь в русском вкусе сочеталась у Юсуповых с чисто французским изяществом. На обеде хозяйка сидела в парадном платье, шитом брильянтами и дивным восточным жемчугом. Статна, гибка, на голове  — кокошник, по нашему, диадема, также в жемчугах и брильянтах, сей убор один — целое состояние. Поразительные драгоценности, сокровища Запада и Востока, довершали наряд. В жемчужных снизках, тяжелых золотых браслетах с византийским узором, серьгах с бирюзой и жемчугоми в кольцах, сияющих всеми цветами радуги, княгиня была похожа на древнюю императрицу.  
Портрет княгини З.Н. Юсуповой в русском костюме. Маковский, 1900-е гг.
На рубеже ХIХ–ХХ веков в Рос- сии было несколько фирм, выпускавших высокохудожественные изделия. Все они были поставщиками Императорского двора, и их производственные возможности с трудом позволяли справляться с этими заказами. Особым спросом среди клиентов пользовались камнерезные фигурки. В статье «Каменные зверьки русского гранильного производства» директор Оружейной палаты Московского Кремля Д. Иванов писал в 1922 году, что «великие княгини создали моду на коллекции каменных фигурок животных и птиц». Было модно делать «каменные портреты» домашних любимцев. Так, например, Фаберже выполнил из камня любимых голубей Эдуарда VII, для чего скульптор Борис Фредман-Клюзель специально выезжал в загородную резиденцию английских королей. Известны коллекции актрисы балета и балерины Кшесинско. Большими коллекциями животных от Фаберже обладали Юсуповы, великая княгиня Мария Павловна-старшая и особенно семья Ксении Александровны и ее мужа, великого князя Александра Михайловича. В этой семье было семеро детей, и к каждому Рождеству приобретались у Фаберже серии зверей одного вида, но из разных камней.

                         

                            Фигурки птиц "Фаберже". Золото, агат. Из книги "Faberge". Karen Farrington, 1999 


Возврат к списку