1

Ювелиры XIX века: Фирма Сазикова


Икона Смоленской Божьей Матери в окладе из серебра с сапфирами, рубинами и эмалью. 1867 г.

  Первой ювелирной фирмой, которая обратилась к разработке «русского стиля», была фирма Сазикова. Имя основателя Павла Федоровича Сазикова, купца 3-й гильдии, хозяина небольшой мастерской в Москве, известно с 1793 года. В 1810 году он уже владелец фабрики по выделке разнообразных серебряных изделий, а в 1842 году был открыт филиал в Петербурге. Фирма Сазикова считалась одной из лучших российских ювелирных компаний в середине ХIХ века, получала почетные грамоты, малые и большие медали на всероссийских выставках художественно-промышленных товаров в 1835, 1849, 1853, 1861, 1865 годах, а также большую золотую медаль и орден Почетного легиона за участие во всемирных выставках в Лондоне в 1851 году и в Париже в 1867 году. А в 1837 году она получила звание придворного поставщика. На первой Всемирной выставке, которая была проведена в Лондоне по инициативе принца Альберта в 1851 году, Игнатий Павлович Сазиков, сын основателя, представил коллекцию из девятнадцати предметов, созданную по мотивам крестьянской жизни, что было совершенно новым явлением для элитарного вида искусства, каким являлось ювелирное дело. Простые и близкие к реальности, разнообразные по сюжетам изображения: медведь- плясун с поводырем, казачка, играющая на бандуре, охтенка-молочница около деревянной бочки, выполненные чеканкой, украшали серебряные кубки, молочники, кувшины, пресс- папье.

  Но главным произведением этой коллекции, за которое фирма получила золотую медаль, было большое напольное украшение - канделябр в виде скульптурной группы, посвященное победе русского воинства под предводительством Великого князя Дмитрия на Куликовом поле. В центре ее Дмитрий Донской в окружении бояр, военачальников, знаменосца и всадника, рассказывающих ему о победе. Новизна стиля, красота рисунка, блестящее качество исполнения принесли И. П. Сазикову европейскую известность. Скульптурная группа выдержала сравнение с работами лучших ювелиров Европы, и русская фирма впервые получила заказы из-за границы, в частности из Англии.

  На Всероссийской выставке художественно-промышленных товаров 1861 года И. П. Сазиков представил чернильный прибор в виде деревенской избы в окружении хозяйственных построек с изображением многочисленных подробностей крестьянского быта — колодца, птицы и пр. За высокое качество чеканной работы пресса назвала Сазикова русским Бенвенуто Челлини, отметив, что в его изделиях все русское — и идея, и рисунок, и модели. Стоит особо отметить, что Игнатий Павлович — первый ювелир, придавший своим произведениям национальный характер.

  На Всемирной выставке в Париже в 1867 году И. П. Сазиков выставил икону Смоленской Божьей Матери в окладе из серебра с сапфирами, рубинами и эмалью, представив в этой работе исконно русские приемы эмальерного искусства и положив начало «новому русскому стилю». Он привлекал к работе известных художников и скульпторов, использовал передовой зарубежный опыт и оборудование именно он привез из Франции в 1843 году первый в России гильоширный станок. И опять-таки Сазиков первым в России организовал в 1845 году при фабрике особое отделение для обучения серебряных и золотых дел мастеров на 80 человек.


Возврат к списку