1

Ювелиры XIX века: Карл Густавович Фаберже



Карл Фаберже. Камнерезные фигурки "Русские типы"

  И все-таки самой знаменитой петербургской ювелирной фирмой конца ХIХ — начала ХХ века являлась фирма Карла Фаберже. История семьи Фаберже корнями своими уходит в северную Францию, откуда они вынуждены были бежать по религиозным причинам. Оказавшись в конце длительного путешествия в Петербурге, отец Карла — Густав Фаберже основал здесь в 1842 году небольшую ювелирную фирму. Старший сын Карл окончил в Петербурге престижную школу Анненшуле, после чего в течение нескольких лет обучался в торговой школе в Дрездене и в коммерческом колледже в Париже, осваивал ювелирное дело у франкфуртского мастера Джозефа Фридмана, друга и партнера отца Хискиаса Пендина, а также в Париже, в торговой школе Шлосса. Вернувшись в Петербург, он несколько лет с согласия Александра III безвозмездно ремонтировал в Эрмитаже изделия из скифских курганов. Получив отличные теоретические и практические знания в области ювелирного дела и коммерции, Карл уже в 26 лет смог взять в свои руки фирму отца. 

  В 1882 году на Всероссийской художественно промышленной выставке изделия фирмы привлекли внимание императора Александра III и его жены Марии Федоровны. Карл Фаберже получил покровительство царской семьи, а вместе с ним и звание «ювелира Его Императорского Величества и ювелира Императорского Эрмитажа». Спустя несколько лет, в 1885 году, фирма повторила свой успех и получила международное признание на нюренбергской «Выставке изящных искусств». Золотой медали удостоились копии скифских сокровищ. Там же экспонировалось золотое яйцо, покрытое белой эмалью с золотым желтком, в котором была спрятана курица, выполненная из золота. Курица имела внутри «сюрприз» — миниатюрную императорскую корону и подвеску в виде рубинового яйца. Это изделие было сделано на Пасху для супруги императора Марии Федоровны. Императору хотелось порадовать супругу сюрпризом, который напомнил бы ей хорошо знакомое изделие из датской королевской сокровищницы, поэтому за основу пасхального сюрприза было взято фарфоровое яйцо из Дании начала XVIII века. Яйцо произвело на Марию Федоровну такое сильное впечатление, что именно с этой вещи началась традиция ежегодных подарков царской семьи, которые заказывались в фирме Фаберже. Сам Карл Фаберже, вдохновленный вниманием императора, продолжал работы по расширению и совершенствованию ассортимента выпускаемых изделий и дальнейшему развитию фирмы. При этом он добивался, чтобы изделия отличались особым артистизмом форм, богатством материалов, совершенством исполнения. В результате украшения приобрели свой неповторимый стиль, который вошел в историю мирового искусства как «стиль Фаберже». Уже по результатам первой выставки, в которой приняла участие фирма, журнал «Нива» (1882, № 4) писал: «…Отныне, благодаря нашему известному ювелиру, главное достоинство этой отрасли будет заключаться не в одних драгоцен- ных камнях, не в одном богатстве, но в художественной форме». Эту же мысль высказывал и сам Фаберже: «У Тиффани, Картье можно найти готовое колье в 1 500 000 руб. Но ведь это торговцы, а не ювелиры-художники. Меня мало интересует вещь, если ее цена только в том, что насажено много бриллиантов и жемчугов».

  Среди его заказчиков, поклонников и покупателей были королевские особы Швеции и Норвегии, Великобритании и Дании, а также Италии, Испании, Греции, Болгарии, Германии, Австро-Венгрии, Сиама. И конечно же, богатая аристократия и промышленники всего мира. Необходимо, однако, заметить, что успехи Фаберже не были бы столь значительными, если бы он жил и работал не в России, а в какой-либо другой стране. Именно в России в течение нескольких столетий создавался вну- шительный фундамент для мощного развития ювелирного дела. И Фаберже в полной мере воспользовался этими возможностями. Помимо бриллиантов фирма стала широко использовать полудрагоценные и поделочные камни: горный хрусталь, нефрит, топаз, яшмы, лазурит и другие минералы. Сначала изделия из камня заказывали уральским мастерам и Петергофской гранильной фабрике, а затем дорабатывали полуфабрикат сами. Позднее открыли в Петербурге собственные камнерезные мастерские. Из драгоценных и цветных камней создавали миниатюрные фигурки животных, людей и цветов, которые отличались живостью и удивительно приятными формами. Другим видом камнерезных работ были печатки — изделия сугубо практического назначения, но каждый из них мастера фирмы превращали в настоящий ювелирный шедевр. Карл использовал множество драгоценных, полудрагоценных и цветных камней, больше, чем какой-либо мастер в истории ювелирного искусства. Фирма стала широко использовать прозрачные цветные эмали, в том числе и опалесцирующие, многоцветное золото и практически все другие доступные в то время ювелирные материалы. Техника наложения прозрачной эмали на резной фон, например, известна была давно. Однако мастера фирмы Фаберже достигли в этом виде искусства особого совершенства. Используя цветовую палитру, насчитывающую более 120 цветов и оттенков, они каждый раз создавали новый декоративный эффект, тончайшие переливы и особую игру цвета за счет узоров гильошированного фона, состоящего из вертикальных и горизонтальных полосок, «елочки», чешуек, зигзагов. Для совершенствования производства эмалей в Париж был направлен сын Карла Фаберже Александр, но оказалось, что парижские мастера были не в состоянии делать такие вещи, какие изготавливали петербургские ювелиры. Даже знаменитый парижский ювелир Луи Франсуа Картье был вынужден закупить палитру эмалей у фирмы Фаберже. Ассортимент изделий фирмы Фаберже необычайно разнообразен: наряду с широко известными императорскими пасхальными яйцами выпускались различные украшения, рамки, часы, набалдашники для тростей, скульптура, сервизы, предметы культа. Художники фирмы в большинстве своем являлись выпускниками Центрального училища технического рисования барона Штиглица. Они проходили практику совершенствования мастерства в Париже и Лондоне. Занимаясь в лучших мастерских европейских столиц, ученики овладевали сложнейшей передовой технологией, новыми способами и секретами чеканки, литья и эмалирования. Карл Фаберже принимал непосредственное участие в создании ювелирных изде- лий, делал эскизы, лично наблюдал за процессом изготовления. Каждая новая модель и все стадии ее изготовления обговаривались кругом специалистов. Поэтому неудивительно, что в течение многих лет фирма занимала ведущие позиции не только в российском, но и в мировом ювелирном искусстве. Первую золотую медаль фирма Фаберже получила на уже упомянутой нами Всероссийской выставке художественно-промышленных товаров в Москве в 1882 году. Затем последовали высокие награды на выставках в Нюрнберге (1885), Копенгагене (1888), Ниж-нем Новгороде (1896), Стокгольме (1897).Всемирная выставка в Париже в 1900 году, где Карл Фаберже впервые продемонстрировал императорские пасхальные яйца с сюрпризом и копии царских регалий, стала мировым триумфом ювелира. Парижская гильдия ювелиров присвоила Карлу Фаберже звание мэтра, а правительство Франции наградило орденом Почетного легиона. Он был также кавалером орденов Св. Станислава 2-й и 3-й степеней, Св. Анны 3-й степени и Командирского Креста Болгарии. В 1885 году Карл Фаберже был удостоен высочайшей для предпринимателей того времени награды Российской империи званием придворного поставщика Высочайшего двора с правом иметь изображение государственного герба на торговой вывеске. С 1890 года он оценщик Каби- нета Его Императорского Величества, с 1910 года мануфактур-советник и придворный ювелир. Об известности и популярности Фаберже говорит тот факт, что, когда в 1912 году русским Художественно-промышленным обществом был учрежден конкурс рисунков изделий из драгоценных металлов, ему присвоили имя Карла Фаберже. В жюри входил сам Фаберже, а также его сыновья. Однако, несмотря на колоссальные заслуги Карла Фаберже в развитии русского ювелирного искусства, необходимо всегда помнить слова Франца Бирбаума, главного мастера фирмы Фаберже, на протяжении многих лет бывшего его правой рукой. Именно он сказал, «стиль русской национальной школы второй половины ХIХ — начала ХХ века не создан одним человеком, имя которому К. Фаберже. Тот дал только название тилю. Этот стиль вырабатывался в результате совместного творчества ювелиров и художников, проникнутых русским творческим духом и современной культурой».

  Высоко оценивая состояние ювелирного искусства в России в рассматриваемый период, необходимо вспомнить еще об одном важном факторе, повлиявшем на его развитие: начиная с сере-дины ХIХ века в России шло создание художественных обществ, школ, целью которых было повышение профессионального  образования ремесленников и подготовка художников для отече-ственной промышленности. В Москве для этих целей в 1860 году открывается Строгановское училище. В Петербурге в 1876 году на средства барона А. Штиглица основывается Центральное училище технического рисования, начавшее под- готовку специалистов для отечественной художественной промышленности.Выпускники этого училища внесли достаточно заметный вклад в развитие декоративно-прикладного и, в частности,ювелирного дела в Петербурге. До революции училище готовило специалистов для разного рода художественно-промышленных отраслей: текстильной, фарфоровой, стекольной, металлообра-батывающей и др. Поэтому программы обучения были ориентированы на производство, но вместе с тем они предполагали широкое художественное образование: в них с самого начала значительное место отводилось живописи и особенно рисунку. Образцами для этих занятий служили экспонаты музея училища, построенного на пожертвования А. Штиглица и других меценатов, являвшегося в то время одним из лучших музеев декоративно-прикладного искусства России. Специального ювелирного отделения в училище не было, хотя, как указано в одном из источников, «скульптурное отделение, рядом с резчиками, гончарами, лепщиками, готовило золотых и серебряных Для этого на втором году обучения в специальных классах учащиеся начинали практиковаться в гравировальном и чеканном деле, а также проходили практику в мастерских петербургских и московских ювелиров К. Фаберже, Грачевых, П. Овчинникова и др., где после окончания училища оставались работать постоянно. Достаточно высокий уровень подготовки художников в училище подтверждают некоторые факты, приведенные В. В. Скурловым, историком фирмы Фаберже: «Если питомцев Строгановского училища мы не часто увидим работающими на петербургских ювелирных и золото-серебряных предприятиях, то, наоборот, выпускники училища барона Штиглица часто работали в Москве». Факт высокого профессионального уровня подготовки художников в области живописи, рисунка и композиции подтверждают сохранившиеся в музее и библиотеке училища подлинники рисунков и акварелей, а также «Сборники классных работ учеников за 1890–1900 годы», изданные в начале ХХ века. В то же время в системе образования имелись и некоторые недостатки. Так, в училище недостаточно внимания уделялось ремесленной подготовке учащихся. На этот факт указывает, например, в журнале «Искусство и жизнь» за 1915 год Ф. Бирбаум, тогда главный художник фирмы Фаберже. 

Барон Александр фон Штиглиц. 1814-1884 гг.

Не удовлетворенный положением дел в отечественной ювелирной промышленности, он писал, что многие школы и училища, готовя художников для промышленности, мало учат их ремесленной стороне профессии, и поэтому их производственные вещи «носят характер работ самоучек, с искажением орнаментов и форм». В письме в Совет училища в 1911 году К. Фаберже писал: «Желая и в будущем идти навстречу делу образования опытных художников-чеканщиков, я готов дать место на своих фабриках и мастерских командированным от Центрального училища ученикам. Причем считаю своим долгом указать на то, что недельный срок командировки слишком короток для достижения серьезных практических результатов, и что продолжительность командировок необходимо довести до 3-х месяцев». Однако при всех издержках образовательной системы училище барона Штиглица оставалось основным поставщиком художников для ювелирной промышленности. Недаром тот же Ф. Бирбаум называл его лучшей из всех художественных школ России.

 

  

Слева: Яйцо "Орден Святого Георгия". Из собрания фонда "Связь времен"                                                                                                             

Справа: ОАО "Русские самоцветы". Камнерезная пластика "Посвящение Фаберже" 

 

 

 

 

 

 


Возврат к списку