1

Художественная обработка камня в России. Зарождение традиций

Первый российский император Петр I, создавая на берегах Невы новую великодержавную столицу, решил, что она ни в чем не должна уступать европейским. И, переводя туда двор, утверждал в новой столице европейские формы общения, для чего ввел знаменитые «ассамблеи» — общественные собрания, не только ставшие местом развлечений двора, но и позволявшие проводить на них деловые переговоры. Вот как описывает А. С. Пушкин тогдашние «ассамблеи»:

 
«В большой комнате, освещенной свечами, вельможи с голубыми лентами через плечо, посланники, иностранные купцы, офицеры гвардии в зеленых мундирах, корабельные мастера в куртках и полосатых панталонах толпой двигались взад и вперед при беспрерывном звуке духовой музыки. Дамы сидели около стены; молодые убраны были со всей роскошью моды. Золото и серебро сияло на их робах; из пышных фижм возвышалась, как стебель, их узкая талия; алмазы сверкали в ушах, в длинных локонах и около шеи»... Именно для того чтобы сломать старый московский обычай семейной замкнутости, приблизить свой двор к европейским образцам, дав возможность дамам блистать во всей красе, Петр переводит в Петербург всех мастеров из московской Оружейной палаты, в которую входили серебряных и золотых дел мастера. Среди переехавших в новую столицу мастеров были не только российские подданные, но и группа пленных шведов, которые в 1714 году образовали первый в России цех иностранных золотых и серебряных дел мастеров. Юридически этот цех был оформлен в 1721 году. А в 1722 году последовало создание цеха русских золотых и серебряных дел мастеров.

Мозаика Петергофской гранильной   фабрики

Значительное число художников и архитекторов, вызванных Петром I в Петербург из-за рубежа, и многочисленные пенсионеры, то есть наиболее даровитые молодые архитекторы, которых за государственный счет отправляли в Париж, Голландию и Италию для усовершенствования знаний и мастерства, возвращались на родину, обогащенные новыми навыками и знаниями. В результате в Петербурге образовалось новое направление в золотом и серебряном деле, внесшее западноевропейские черты в декоративное русское искусство.

Особое внимание Петр I уделял развитию в России камнерезного дела. В 1721 году было принято решение построить в Петергофе «Пильную мельницу», основной задачей которой было «пиловать и полировать мраморовый и алебастр, и другой всякой мягкий камень, кроме дикого и крепкого» для строившихся в Петербурге и пригородах дворцов и особняков. В 1725 году мельница заработала, а в 1727-м была преобразована в Петергофскую гра- нильную фабрику. Кроме обработки камней на ней стали полировать стекла.


Возврат к списку