1

Ювелирное искусство Петербурга XVII век. Эпоха Екатерины II

 
Табакерка с портретом Екатерины II
 
        А в эпоху правления Екатерины II ассортимент изделий с бриллиантами значительно расширился: серьги, пряжки для башмаков и поясов, пуговицы, запонки, браслеты, банты, букеты цветов, табакерки, гребни и т. д. Екатерининскую эпоху и теперь называют «веком бриллиантовых мужей». Нередко в украшениях бриллианты обрамлялись цветными камнями. В это же время входит в моду увлечение античностью, вместе с которой становятся популярны резные камни, выполненные специально для медальонов и прочих украшений. В середине и во второй половине ХVIII века возросла мода на миниатюрную живопись, что способствовало развитию технологии эмалирования. Живописные изображения на эмали помещали в самых разнообразных бытовых предметах: медальонах, кольцах, брошах, браслетах, на табакерках, коробочках, шкатулках и т. п. 


Табакерка с портретом Екатерины II. Жан Франсуа Ксавье Будде. Около 1780 г. Санкт -Петербург. Государственный Эрмитаж.



Ордена и царские регалии.




Большая императорская корона

Большая Императорская корона Анны Иоановны. 1730 г. Алмазный фонд.  Большая Императорская корона Екатерины II. 1763 г. Мастера: И. Позье, Г. Экарт

  В конце ХVII начале XVIII века в России был утвержден ряд орденских знаков, представлявших собой великолепные образцы ювелирного искусства. К ним относятся ордена Святого Андрея Первозванного, наградные портреты Петра I, выдававшиеся за личные заслуги перед государем, ордена Святого Александра Невского, Святого Георгия, Святого Владимира. В ХVIII веке в Российской империи был учрежден орден Святой Анны вначале в качестве династической награды, а позже получивший статус государственной российской награды. Один из первых орденских знаков Святой Анны был сделан из золота и серебра и декорирован эмалью. Его украшали 4 великолепных изумруда и 130 бриллиантов. При этом каждый орденский знак был неповторим, отличаясь также количеством бриллиантов.

 За победу при Орехове в 1770 году свою первую награду Орден Святой Анны заслужил великий полководец А. В. Суворов.

 В высшей степени ювелирное искусство петербургских мастеров проявилось при создании царских регалий. В 1730 году была изготовлена корона императрицы Анны Иоанновны, в которой установили 2536 бриллиантов и более 20 крупных драгоценных камней.

  Для коронации Екатерины II в 1762 году выдающимся петербургским мастером Иеремией Позье была создана Большая императорская корона, которой нет равных среди всех европейских ценностей подобного рода. Традиционная для российских монархов по форме, она состоит из двух раскрывающихся полушарий, увенчанных державой и византийским крестом. Корона изготовлена из серебра с бриллиантами и жемчугом. Бриллианты образуют декор в виде лавровых листьев, символизирующих власть и славу. Всего в короне установлено 4936 бриллиантов массой 2858 карат и 75 крупных жемчужин. Позднее в корону была дополнительно вставлена великолепная рубинового цвета шпинель массой 398,72 карата и добавлен золотой обруч. В 1801 году по эскизам французских придворных ювелиров Жакоба и Жана Дювалей была выполнена Малая императорская корона, предназначенная для коронации императрицы Елизаветы, жены царя Александра I. Покрытая бриллиантами, корона по праву относится к шедеврам ювелирного искусства и отличается точностью пропорций, изяществом и особой изысканностью, а также высоким мастерством исполнения.


Возврат к списку