1

Ювелиры XIX века: Иван Петрович Хлебников


Чайник. Серебро, золочение, эмаль. 1883 г.


 В утверждении и развитии национального направления в золотом и серебряном деле много сделала фирма Ивана Петровича Хлебникова, которая выпускала изделия во всех существующих стилях второй половины ХIХ начала ХХ века: русском историческом, новорусском, модерне. Фабрика бриллиантовых, золотых и серебряных изделий Ивана Петровича Хлебникова, прекрасно оснащенная новейшей техникой для всех видов работ, была основана в Москве в 1870–1871 годах. Помимо самой фабрики с «рисовальней и скульптурной», где было занято около 300 рабочих, существовали специальные мастерские. Впервые имя придворного поставщика И. П. Хлебникова прозвучало на Всемирной выставке в Вене в 1873 году, где его произведения обратили на себя внимание экспертов и заслужили две медали. На выставке И. П. Хлебников продемонстрировал удачно подобранную и разнообразную коллекцию изделий в русском стиле. Особо отмечали створы складня, украшенные эмалью, от которых «так и веяло стариной», и «разработку стиля родной старины».

 Удивили всех необычностью форм самовар и чайный сервиз. Самовар стоял на петушиных лапах, а ручки были выполнены в виде петушиных голов. Среди других работ выделяли массивную братину с шестью эмалевыми чарками, украшенную драгоценными камнями, сделанную в подражание братине царя Алексея Михайловича, и кружку с рельефными изображениями Дмитрия Донского. Фирма И. П. Хлебникова славилась своими чеканными работами, камерной серебряной скульптурой, выполненными на народные темы. Темами его сюжетов стала не только русская история, но и литературные произведения. На выставке в Париже 1878 года фирма представила барельефные картинки и среди них накладную пластину на альбом со сценой из жизни Ивана Грозного, блюдо с зимним сельским пейзажем; в 1882 году пластины с изображением Сергия Радонежского, пира из поэмы М. Ю. Лермонтова «Песнь о купце Калашникове». Большую известность И. П. Хлебникову принесло его искусство эмальера. Примером тому служит прибор для вина 1870-х годов, сделанный в виде графина-петуха и чарок-цыплят, украшенный выемчатой эмалью. Оригинальность замысла, любимый фольклорный мотив, а также орнаментальные формы, близкие к народному искусству, красочность палитры при совершенной технике исполнения делают это произведение Хлебникова уникальным памятником русского стиля. Фирма Хлебникова работала со всеми видами эмали, и пресса всегда отмечала богатство и своеобразие его работ. На выставке 1882 года по числу и разнообразию работ только И. П. Хлебников мог соперничать с П. А. Овчинниковым. Новостью выставки стали альбом в серебряной оправе с живописной эмалевой картиной «Соколиная охота» и Евангелие в русско-византийском стиле, украшенное перегородчатой эмалью по рисунку П. И. Балашова и, как писали современники, «замечательное по монтировке и сочетанию цветов».

 Особого внимания заслуживают декоративные блюда, альбомы, бювары, которые, как правило, связаны с определенными историческими событиями. Разнообразию мотивов исторических, пейзажных, жанровых, взятых с рукописных заставок, соответствовало техническое мастерство, контрасты фактур, блестящих или матовых, с тончайшей чеканкой или резьбой, широко использовалась эмаль, тонировка цветной позолотой. Большое место в их украшении занимали сюжеты отечественной истории и искусства. Фирма Хлебникова создала прекрасные образцы подобных произведений.

Портсигар. Серебро, эмаль. 1896 г.


Возврат к списку